Обучение катанию на коньках: поэтапное движение к мастерству
Если хочется достичь в катании на коньках на льду настоящего мастерства, то после первого периода обучения катанию на коньках, когда новичок уже встал уверенно на лед, можно переходить к овладению разнообразными упражнениями. Элементы начинают изучать с простейших. Например, ученик осваивает науку правильных толчков, которые нужно выполнять из разных позиций, то стартуя с места, то прямо на ходу. Потом переходит к изучению скольжения по дуге, учится поворотам. Очень важными на данном этапе являются такие характеристики, как настойчивость и трудолюбие.
Наставник в это время следит за тем, чтобы упражнения осваивались в определенном порядке. Сложность от элемента к элементу возрастает, а также неусыпным остается контроль за положением разных частей тела. Обязательно нужно изучать фигуры в разных направлениях, полноценно работая и с правой, и с левой ноги.
На этом этапе ученик может оценивать собственные успехи в обучении катанию на коньках по нескольким критериям. Первый – это точность изображения фигуры на льду. При выполнении разных элементов, ноги спортсмена очерчивают на ледяной поверхности определенные рисунки. Второй критерий – соотношение элементов с размерами площадки. Третий – собственно ощущения фигуриста. Он должен приучаться чувствовать положение тела при том или ином упражнении.
В этот период тренер наглядно объясняет, какими должны быть контуры исполняемой фигуры. Ученик же должен научиться рисовать на льду конкретные рисунки, соблюдая их размеры, пропорции, положение к продольной и поперечной оси. Когда отлажено выполнение элемента, можно повторять его, добиваясь стопроцентного совпадения с предыдущим следом.
От наставника зависит, насколько эффективно ученик освоит науку, еще и в том смысле, чтобы уметь чередовать разные фигуры катания на коньках, не позволяя зацикливаться на одном упражнении. В противном случае обучение может застопориться.
В процессе обучения катанию на коньках тренер обязательно следит за осанкой каждого новичка. Изначально непросто контролировать все моменты: и осанку, и четкость исполнения рисунка, и последовательность телодвижений. При этом ученик должен представлять, как он выглядит со стороны. Оттачивание фигур выполняется настойчиво, при этом важно иметь трудолюбивый характер. Поскольку для настоящего мастерства нужно обучиться всем элементам без исключения: невозможно стать успешным спортсменом, только делая красиво прыжки, но не умея вращаться красиво.
В какой последовательности обычно разучивают элементы? Сначала осваивают шаги и перебежки, дорожки и дуги, разного вида спирали. Затем можно переходить к прыжкам, начиная от простых и заканчивая сложными. Параллельно осваивают вращения: на двух и одной ноге, в положении приседа и «ласточки». Когда хорошо изучены все упражнения, переходят к сочетанию различных элементов катания на коньках, которым обучились ранее.
Если у ученика есть желание добиваться спортивных высот, то он переходит на очередной этап. И здесь уже нет границ для самовыражения. Совершенствуя свою технику катания на коньках, фигурист одновременно может демонстрировать хореографические и музыкальные способности.
По какому пути может развиваться ученик? Он выбирает между произвольным катанием в одиночку или парой. Также можно приступить к освоению спортивных танцев на льду. Настоящие мастера радуют поиском новых оригинальных решений и сочетаний элементов. Они имеют собственную манеру самовыражения на льду: свой «почерк», который позволяет выражать талант. От тренера зависит, сумеет ли он приучить ученика работать в индивидуальной манере, а не подражать зрелым мастерам. У них можно учиться каким-то качествам, но не копировать их манеру.
Рубрика: Обучение катанию на коньках