Фигуристы-школьники: особенности занятий. Часть вторая
Продолжая разговор об обучении фигурному катанию, нельзя не упомянуть особенности преподавания в подростковый период. Здесь также присутствует масса нюансов, разъяснение которых поможет понять специфику обучения в возрасте с 11 до 18 лет.
Обучение школьников с 9 до 14 лет
К моменту вступления ребенка в период полового созревания у него уже практически полностью сформирован мышечный корсет и суставы. Как правило, пороговой отметкой становится 14 лет: у большинства подростков тело уже на 90% напоминает взрослое, уже сформированы его особенности и конституция. Дети могут показывать высокую скорость реакции и выполнения тех или иных упражнений и техник. Это означает, что уровень владения телом уже достаточно высок. Остальные особенности развития тела заключаются в следующем:
- К периоду полового созревания дети успешно справляются с выполнением симметричных движений парными частями тела – руки и ноги, плечи и кисти, ступни и колени и пр.
- Своего максимума достигает и выносливость, особенно если речь идет о ногах и корпусе. Этот рост продолжается до 17 лет, когда достигается пик физических возможностей организма. Поэтому важно не снижать темпа тренировочных комплексов и упражнений, а, напротив, развивать его и усиливать дополнительными упражнениями.
- В вышеуказанном возрастном периоде происходит и окончательное формирование работы анализаторов: слухового, тактильного зрительного, вестибулярного. Ребенок быстро и качественно усваивает всю информацию, которая ему преподносится. Интересно и то, что в этот момент ребенок становится ярко выраженным аудиалом, визуалом или кинестетом – то есть больше информации усваивается через органы слуха, зрения или руки. Работа анализаторов весьма важна для фигурного катания: у ученика должно быть отлично развито пространственное зрение, ему необходимо четко и быстро различать предметы как на дальнем, так и на ближнем расстоянии.
Не менее важна и работа вестибулярного аппарата. Это влияет на умение координировать движения, сохранять равновесие и баланс, отличное владение телом. - При работе с подростками тренерам важно учитывать и такой немаловажный момент, как период полового созревания. Это влияет в большей степени на психологическую сторону: дети могут страдать невротическими реакциями, им свойственно стремление преувеличивать свои силы, излишне эмоционально переживать как успехи, так и неудачи. Работа тренера должна заключаться в регуляции и правильной расстановке акцентов и ценностей. Особенно сложно бывает контролировать свои эмоции подросткам в начальной фазе полового созревания – с 11 до 14 лет. Им может быть свойственна повышенная возбудимость, резко сменяющаяся процессами торможения, сдвиги в работе эндокринной нервной системы и пр. Реакция детей на тот или иной возбудитель, фразу, требование порой может быть кардинально противоположной – от чрезмерной радости до полного отторжения. Терпение и понимание всех трудностей периода полового созревания даст ощутимый положительный результат.
Отдельного внимания заслуживает и общее физическое состояние подростков. Повышенного внимания со стороны тренера, да и родителей тоже, потребует не только нервная система, но и эндокринная и система дыхания, и кровообращения. Ведь все это обеспечивает полноценную работу здорового организма, без которого не добиться ни малейшего успеха не только в фигурном катании, но и в любом другом виде спорта.
Рубрика: Фигурное катание